1. Не платите за кофе больше 300 рублей
В чем проблема
Разве простой капучино может стоить в обычной сетевой кофейне 250–300 рублей?
Кофе — высокомаржинальный продукт. Себестоимость и цена в меню отличаются в разы. Гибкие и лояльные игроки кофейного рынка находят инструменты для перераспределения расходов (от аренды помещений до маркетинговых кампаний) и не закладывают их все сразу в чашку кофе. Однако «динозавры» зачастую не находят подобных инструментов. В результате в стоимость стаканчика условного капучино заложены сразу и зарплата бариста, и аренда, и убыточные позиции кухни, и многое другое.
Как должно быть
На самом деле, себестоимость стаканчика капучино объемом 250 мл не превышает 35–40 рублей (если это, конечно, не капучино из редких сортов, например копи лювак).Стаканчик кофе должен стоить адекватных денег, несмотря на все заложенные расходы кофейни. Высокая арендная ставка или закупочная цена молока — не ваша головная боль. Кофейня должна прорабатывать маркетинговые инструменты, вводить дополнительные прибыльные позиции в меню (например, бОльшие объёмы стаканчиков или сопутствующие товары).
Вердикт
Кофейня увеличивает себестоимость кофейного напитка в 10 раз? Пришло время попробовать кофе напротив.
2. Кофе с молоком не должен горчить
В чем проблема
Ярко выраженная горечь — признак некачественного кофейного зерна. Возможен один из вариантов: либо само зерно было низкосортным и дешёвым, либо оно пострадало при доставке (до Бразилии, Кении или Вьетнама не рукой подать), либо оно было испорчено при обжарке (многие кофейни закупают уже обжаренное зерно или отдают его на обжарку сторонним компаниям, не контролируя процесс).
Как должно быть
Традиционный эспрессо (основа всех кофейных напитков) может иметь легкий привкус горечи, а вот разбавленный кофе (американо, капучино, латте) горчить не должен.
Традиция добавлять молоко в кофе возникла из-за того, что эспрессо может иметь легкую горчинку. Молоко полностью её нейтрализует. Как и большое количество воды (американо).
Вердикт
Если кофе имеет ярко выраженный вкус горечи — меняйте кофейню.
3. Бариста должен вас обожать
В чем проблема
Простой пример: вы заказали капучино и попросили бариста добавить сахар сразу при приготовлении. Он ответил, что вы должны сделать это сами. Такого быть не должно. Это означает, что кофейня либо не обучила бариста, либо он просто недоволен своей работой и не хочет совершать лишних телодвижений.
Как должно быть
В хороших кофейнях бариста проходит интенсив по работе с гостями: он должен не только знать, как приготовить тот или иной напиток, но и идти навстречу клиенту.
Если вы попросили добавить сироп, а бариста этого не сделал — он должен переделать напиток, а не доливать сироп в переполненный стакан. Если вы попросили добавить сахар при приготовлении — бариста не должен говорить, что это не его обязанность.
Вердикт
Не ориентированный на гостя бариста — плохой бариста. Значит, плохая кофейня. Пусть подучат персонал, а вы пока поищите кофейню с грамотной клиентоориентированностью.
4. Лишние 5 минут в дороге за кофе
В чем проблема
Кофеен в Москве много, но далеко не все они расположены в удобных местах. Чаще всего кофе покупают около метро или рядом с офисом, но не всегда именно там расположена любимая кофейня.
Если ваша кофейня не относится к одной из крупнейших сетей (например, к Starbucks или «Шоколаднице»), вполне возможно, она не встречается вам на пути по привычному маршруту. Рынок сам себя регулирует — если у гиганта есть средства на привлекательную удобную локацию, то у небольшой сети или noname-точки их может не оказаться.
Как должно быть
Сетевые кофейни и noname-точки должны быть по пути к вашему месту назначения. Даже ради самого вкусного кофе вы не будете каждый день проезжать лишнюю остановку на метро или толкаться еще 20 минут в пробках.
Наиболее приемлемое расположение — в 5–7 минутах от вашего маршрута. Наш опыт показывает, что именно столько готов потратить гость кофейни, изменив свой маршрут ради стаканчика любимого бодрящего напитка.
Вердикт
Не бойтесь искать интересные кофейни вблизи своего привычного маршрута. Иногда лучше выпить кофе из офисной капсульной кофемашины, чем пить дорогой и невкусный кофе «по пути».
5. Не надо терпеть одолжения
В чем проблема
Если процесс приготовления кофе выглядит как одолжение, это проблема всей кофейни — от бариста до основателя.
Как определить, что кофейне плевать на гостя? Дьявол, как известно, кроется в деталях. На барной стойке может быть просыпан молотый кофе или сахар, повсюду могут валяться пакеты из-под молока, бариста не станет протирать кофемашину и будет небрежно закрывать крышки. В результате гость уйдет не только с неприятным осадком, но и с грязным стаканчиком. Так быть не должно.
Как должно быть
Бариста должен отдавать гостю готовый напиток — приготовленный и сервированный. Это задача всей кофейни. Другими словами: если вы облились из-за неплотно закрытой крышки — это проблема заведения. Неаккуратность при обслуживании отталкивает —это неуважительно, и не нужно с этим мириться.
Вердикт
Кофе — тот напиток, который готовят с любовью. Конечно, в пиковые нагрузки бариста нелегко. Но это не повод делать напиток небрежно.
Совет: не забывайте расплачиваться картой с кэшбэком, чтобы вернуть часть потраченных денег.