22 ноября 2017
В успех мало кто верил: риск ради «Правды кофе»
История компании «Правда кофе» началась в 2010 году.
«Моей идей стало делать качественный продукт, который был бы доступен каждому и ежедневно. На воплощение понадобилось чуть более двух лет»
Решительность вместо опыта

История компании «Правда кофе» началась в 2010 году. Тогда мало кто считал идею кофейного бизнеса удачной, за исключением, конечно же, меня.

Изначально я хотел создать компанию по производству и продаже свежеобжаренного кофе. О том, что бизнес впоследствии разовьется до сети кофеен, а модель станет успешно продаваться по франшизе, речи не шло. Но в 2013 году открылось первое заведение, а в 2016-м появились партнеры по франчайзингу и заработала школа бариста.

Как показала практика, чтобы начать свой бизнес, не обязательно иметь богатый опыт предпринимательской деятельности. Иногда вера в собственное дело и готовность пойти на риски оказываются более важными.

Ключевая идея бизнеса

В 2006 году я работал барменом в одной из сетевых кофеен Санкт-Петербурга. Мне нравилось работать с алкогольными напитками и кофе, комбинировать их. Смешивая коктейли, заметил: если следовать рецептуре, напиток будет всегда идентичным. С кофе — живым продуктом — все иначе. Необходимо учитывать мельчайшие детали, а один и тот же рецепт в разных ситуациях и в разных руках даст совершенно разные результаты.

Через пару лет я переехал в Москву, принял участие в своем первом чемпионате по латте-арту и был приглашен на работу в кафе «Волконский». В это время я получил очень ценный опыт работы с кофе, занял второе место на чемпионате России «Кофе + алкоголь», стал тренинг-менеджером и с головой погрузился в специфику кофейного бизнеса. Я понял, что готов развиваться в направлении обжарки.

Пробуя кофе во многих заведениях, отмечал, что хорошего продукта на рынке не так уж и много. При этом цены на кофе завышены: 250–300 рублей за чашку, причем сомнительного качества.

Моей идей стало делать качественный продукт, который был бы доступен каждому и ежедневно. Люди должны пить кофе, стоимость которого вписывается в дневной бюджет.

На воплощение понадобилось чуть более двух лет. В конце 2010 года я создал компанию по производству сфежеобжаренного кофе Coffee Workshop Ltd.

Бизнес «качественный кофе по низким ценам»

У меня было понимание процессов, рынка, знание продукта, а также огромный список потенциальных клиентов, с которыми я планировал активно работать. Однако никто из них не захотел сотрудничать с новичком на рынке обжарки — пришлось нарабатывать базу с нуля. Начальные инвестиции, которые я учитывал при расчете бизнес-плана, быстро закончились.

Было ли страшно? Бизнес всегда риск. С одной стороны, был определенный страх, но в то же время — и внутренняя уверенность, что я иду в правильном направлении.

Открытие первого киоска на улице Правды было скорее экспериментом, нежели продуманным шагом. После обжарки и фасовки оставалось очень много высококачественного кофе. Сначала я раздавал его знакомым, потом объемы выросли: хотелось более эффективно реализовывать остатки.

Решение — открыть киоск и продавать кофе по демократичным ценам — оказалось верным, очень быстро ежедневно начала выстраиваться очередь из 15–20 человек. Вскоре я открыл вторую кофейню, чуть позже еще две. Продажа кофе увеличила объемы обжарочного производства, появились ресурсы для открытия пятой кофейни «Правда кофе».

Окупаемость кофейни

Уже на третьем месяце кофейня выходит в операционный плюс. Есть, конечно, некоторые особенности, которые необходимо учитывать при открытии: они могут сказаться на бизнесе как положительно, так и отрицательно.

Есть кофейни, которые с первого месяца стартуют с очень высокими показателями. Есть те, кому сначала непросто. Например, один из наших партнеров решил открыть кофейню в конце декабря. Мы предупреждали, что с учетом высокой стоимости аренды (200 тысяч рублей в месяц), новогодних каникул и того, что основной трафик выбранной локации составляют студенты, период не самый лучший для старта. Партнер пошел на эти риски. Когда вернулись студенты, очень быстро вышел в плюс — сейчас это одна из самых эффективных кофеен в нашей сети.

Перспективы развития

В 2017 году количество кофеен «Правда кофе» достигло 38. Развитие по франшизе, безусловно, помогает повысить узнаваемость бренда на российском рынке. Вместе с этим сеть увеличивает рынок сбыта нашего кофе. Я могу планировать объемы поставок зерна, заключать контракты, получать скидки. Четко знаю, какой объем денежных средств могу направлять на развитие компании, кредитование, маркетинг и так далее.

Развитие компании я вижу в масштабировании обкатанной в Москве бизнес-модели. В планах — единый региональный центр с обжарочным производством и школой, развитие франчайзинговой сети не только в России и странах СНГ, но и в Европе. Это огромный рынок, и мы готовы на него выйти.

Советы предпринимателям, желающим развивать кофейный бизнес

Изучите продукт.

Выходить на рынок без подготовки сейчас гораздо сложнее, чем 10 лет назад, когда кофеен было намного меньше. Теперь необходим не только качественный кофе, но и эффективные маркетинговые инструменты для привлечения гостей, увеличения прибыльности бизнеса и так далее. Очень важно досконально изучить рынок, специфику работы, портрет своего гостя. Начинать работу можно только определив свои уникальные преимущества.

Не экономьте на команде.

Просто открыть кофейню можно и одному — это не сложно. Трудно построить работу так, чтобы бизнес развивался и приносил прибыль. Средние чеки, статистика продаж по часам и прочие важные детали — во всем этом можно утонуть и пропустить стратегически важные задачи.
Вложения в людей себя окупают — это мое четкое убеждение. С приходом ключевых топ-менеджеров оборот моей компании вырос в несколько раз. Нужно нанимать хороших управленцев.

Будьте готовы к высокой конкуренции.

Кофейни формата «кофе навынос» есть практически в каждом бизнес-центре, зачастую их несколько. Какими бы стратегически правильными ни были маркетинговый план и рекламные активности вашего заведения, если страдает качество или завышены цены на продукт — вы не сможете конкурировать. Даже обычные вендинговые аппараты будут эффективнее вас.
Не менее важна для кофейни скорость работы персонала. Если кофе приходится ждать 20 минут, скорее всего, от вас уйдут к конкуренту, даже если там дороже или хуже по качеству. Формат подразумевает оперативное обслуживание гостя.